Рецензия к работам художницы.

 

(Искусствовед, Доцент ПГТУ, член ТСХР, Ягушевская Л.А. 9.02.2011г.)

  Произведения молодого художника Марины Польшиной-Мальцевой создают ее творческий и человеческий образ: женственный, искренний, ласковый.                                                     

  При прямо – таки хрупких, тонких чертах ее личности, понимаешь, что она вместе с тем и сильна и вынослива, именно благодаря творческому дару, который, кажется, не усложняет ее путь, а окрыляет.

  Цвет эмалей – светлый, чуть прозрачный, легкий; невесомость линий и переходов, особая пленэрность, кажется, не свойственная этой технике – все вторит личности, ее раскрывает. Нигде она не старается нас поразить, хотя эффектная техника, кажется, к этому подталкивает, нигде - усилить или форсировать цвет – чего в избытке также в себе таит эмаль, нигде поразить виртуозностью, особой сложностью, ничего такого, что всегда с избытком видишь на выставках эмали.

  Как будто эта драгоценная техника только для того и создана, чтобы трепетно и просто раскрывать нежный мир молодой женщины. Кажется, что такие тонкие интимные настроения может раскрыть разве что акварель или карандашный набросок, но оказывается и эмаль, все дело в их авторе, задачах, которые он перед собой ставит.

  Она пробует себя в абстрактных композициях, кажется, не очень вписывающихся в стилистику данной техники, но тем более любопытных. Или, напротив, перевести конкретный мотив – поцелуй, в символическую, отрешенную плоскость.

  Где-то автор стремится соединить эмаль с деревом, придать дереву тягучие свойства эмали, а ей – холодноватой и сверкающей – теплоту и человечность дерева. Художник берется за многое, везде заметен оправданный риск, более ей свойственный, чем следование устоявшимся приемам. Но и поиски она ведет крайне деликатно – не осторожно и скованно, а именно деликатно. Что в целом является неотъемлемым качеством ее творческой личности и ее главным украшением.

  Особенное место занимают иконы – «Владимирская», «Чудо Георгия о змее» и другие – несомненно, что они главное достижение автора. Именно в них лучшие качества ее личности слились и достигли цели.

О Горячей Эмали

 Эмали во все времена ценились на уровне драгоценных камней и зачастую могли поспорить с ними по красоте. А секрет их создания строго хранился и передавался от мастера к ученику.

Традиции эмали очень древние. Первые упоминания об эмали появились в 1400 г. до нашей эры на Кипре. Но и древний Египет,  Китай, и Япония с давних пор славились изделиями, украшенными эмалью. Также знамениты эмали грузинские, французские (лиможские – по названию города Лимож).

В старые времена мастера, работающие в технике горячей эмали, очень ценились в Европе, и завладеть таким мастером было желанной целью любого правителя. Одной из самых горьких и невосполнимых для Руси утрат после нашествия Батыя была потеря мастеров-эмальеров. И важным фактором возрождения государства стало появления новой русской школы эмальеров.

Сам термин «эмаль» распространился сравнительно недавно, в конце XIX века. Он вытеснил старый термин – финифть (от латинского fingitis – твердый, блестящий камень), пришедший из Византии.

Техника горячей эмали очень трудоёмкая, включает в себя много стадий создания произведения, и, кроме базовых художественных основ, требует ещё и тонкого знания технологии производства, а так же специального оборудования и материалов.

Основой ювелирной эмали служит стекло с примесью той или иной окиси металла, придающей эмали определенный цвет. После нанесения пастообразных красок на медную или стальную пластину, произведение, подвергается обжигу в печи, при температуре 800-850 градусов. Процесс обжига быстрый (3-5 минут) и сложный, требующий наличия специальных муфельных печей с высокой точностью поддержания температуры. При обжиге эмаль сначала трескается, а затем сплавляется в единую массу, вступает в химическую реакцию с металлом, на который она нанесена, образуя подчас непредсказуемые даже для опытного мастера, эффекты, - здесь огонь является соавтором художника.  Техника горячей эмали многослойная, каждый слой подвергается обжигу. Слоёв может быть от 5 до 15 и больше.

Горячая эмаль сочетает в себе много различных техник и способов обработки и металла, и самой эмали, дающих возможность бесчисленного множества декоративных и живописных решений. Потому каждое произведение, созданное в этой технике неповторимо.

ХХ век дал новое рождение и развитие искусству художественной эмали. Художники стали изучать и возрождать как перегородчатую, так и живописную эмаль. Выемчатая эмаль встречается сегодня все реже из-за сложности в исполнении, даже в сравнении с другими видами горячей эмали.

Художники-эмальеры обращаются как к классическим темам, так и к актуальным темам современности. Горячая эмаль позволяет сочетать интенсивность цвета с ясной графичностью, обнимая звонкий цвет тонкой и изящной линией.

Эмаль в ХХI ценится всё больше, поскольку техника эта в наш век редка и уникальна, но ещё и потому, что произведения являются долговечными и сохраняются в первозданном виде многие поколения, не боясь воздействия влаги, солнечного света или перепадов температуры.  Этим произведения в технике горячей эмали выгодно отличаются от других техник изобразительного и декоративно-прикладного искусства - они будут радовать своих владельцев, их детей и внуков многие годы. 

 

 

Боковая панель